+380939000748 | +380951886389

Астрология. Введение в теорию и основные принципы астрологии

Астрология. Введение в теорию и основные принципы астрологии

Астрология занимается изучением соответствия законов движения небесных тел земным процессам и по определению Рейнгольда Эбертина является областью знаний, «объектом которых является возможное влияние звёзд на Землю, природные явления, политические события и, прежде всего, на состояние, характер и судьбу человека”.

Астрология изучает то, как  «высший» порядок, отраженный в космической механике, воспроизводится в земных законах и событиях, а порядок Вселенной — макрокосмоса — отображается в микрокосмосе, в том мире, в котором мы живем

Главным инструментом астрологии является карта (так называемая натальная карта), построенная на момент и место рождения человека (ситуации, вопроса, любой структуры или сообщества). Она представляет собой тот фрагмент Вселенной, каким он виделся на момент рождения.

Таким образом,  гороскоп — это схематическая карта неба, видимого в определенный момент времени из определенной точки земного шара. На этой карте изображена карта неба, в которой светила и планеты зафиксированы в определенных координатах их проекций на эклиптику и определенным образом расположены относительно конкретной точки Земной поверхности.

В астрологической карте учитывается расположение небесных тел относительно 12-ти знаков Зодиака, 12-ти астрологических домов, а так же друг относительно друга — во-первых, через угловые расстояния (аспекты), во-вторых, через диспозиции.

Интерпретируя эту сложную картину расположения и взаимодействия вышеперечисленных факторов, мы можем получать информацию о сути, смысле, особенностях, тенденциях развития и существования практически любого объекта проявленного мира (человека, вопроса, ситуации, структуры, общности, и.т.д.) Поскольку центральным субъектом и объектом земной, проявленной физической реальности является человек, то астрология — это наука о взаимосвязи Космоса и человека во всех аспектах его жизни и деятельности.

История существования астрология измеряется тысячелетиями, и, вероятно, восходит к самым ранним временам зарождения цивилизации.  Но в том виде, как она дошла до нас, представлена в  трудах Птолемея («Тетрабиблос», 2-й век нашей эры), в которых были обобщены знания по астрологии, накопленные к тому времени. Нужно сказать, что представленная Птолемеем система легла в основу всех дальнейших учений и именно на ней во многом основана современная астрология.

По поводу значения и содержания этого труда Дейн Радьяр пишет, что всегда, накануне переходных периодов в развитии цивилизации появляются люди, обобщающие и концентрирующие знания завершающегося цикла определенным образом для передачи их в новый цикл развития человечества. И «Тетрабиблос» явился именно таким трудом.

Естественно, что в своих астрономических и астрологических представлениях  Птолемей придерживался принципов, следующих из философии Платона и Аристотеля и, в частности геоцентрической точки зрения, согласно которой Земля является центром, вокруг которого  вращаются Солнце и планеты.

Современная астрология, не смотря на то, что ей уже доступна информация о гелиоцентрическом строении нашей Вселенной, остается геоцентрической и этот отражает тот факт, что каждый человек воспринимает реальность не в неком общем, едином, объективном и всеобъемлющем виде, а с субъективной точки зрения, такой, в которой он является центром этой реальности. По словам Радьяра «Немногие из людей развиты достаточно, чтобы иметь возможность пережить гелиоцентрическую систему фактически».

Вплоть  до 17 века  астрология занимала важнейшее место в европейской научной и философской мысли, преподавалась в университетах, часто имела государственный статус, считалась частью науки. Но примерно с 17 века, когда на науку и философию стали оказывать все большее влияние идеи материализма, астрологические знания все более отвергались и перешли в статус суеверия, наступило время упадка «научной астрологии». В это время были утеряны многие техники, другие были искажены.

В 20-м веке интерес к астрологии вновь возродился, в том числе и благодаря интересу к ней представителей официальной науки, который нашел отражение в их работах, эссе, исследованиях. Так,  в своих работах и исследованиях историк Ричард Гарнет оспорил упрощенное представление об астрологии, как суеверии, русский ученый Чижевский подтвердил идею о влиянии солнечной активности на земную жизнь своими исследованиями, французский ученый Мишель Гоклен с помощью статистических исследований подтвердил соответствие астрологических показателей определенным обстоятельствам в судьбах людей  (в частности выявил четкую связь между выбором профессии и расположением планет в карте рождения). Совершенно новое дыхание астрология получила с развитием психологии. Карл Густав Юнг, а вслед за ним и целый ряд психологов заинтересовались изучением взаимосвязи астрологии и психологии, это нашло отражение в их работах и исследованиях. В это время родился и получил распространение психологический подход к трактовке гороскопа.  С одной стороны это способствовало возрождению интереса и популяризации астрологии, с другой — к существенному ее упрощению, отчасти к профанации (появление бульварной, газетной астрологии).  С одной стороны такой психологический подход иногда приводил к тому, что событийная ориентированность и конкретность астрологии игнорировалась и нивелировалась, с другой — в результате возрождения интереса к астрологии восстанавливались техники древних и средневековых астрологов, которые были исключительно событийно-ориентированными.

Основные принципы, на которых базируется астрология

Принцип отражения большого в малом, принцип голографичности Вселенной, принцип синхронии и аналогии

Закон аналогии, выраженный фразой, начертанной на изумрудных скрижалях Гермеса Трисмегиста «Что вверху, то и внизу» был известен еще древним вавилонянам. Подобие Микрокосма  Макрокосму, отражение всего во всем соответствует принципу голографической Вселенной. Основные положения голографического принципа были сформулированы в середине XX века Дэвидом Бомом, учеником Альберта Эйнштейна. Согласно теории Бома, весь мир устроен как голограмма. Всё, включая сознание и материю, активно влияет на целое, а посредством целого и на все составляющие. Принцип голограммы — «всё в каждой части». Как любой, сколь угодно малый участок голограммы содержит в себе всё изображение трехмерного объекта, так и каждый существующий объект «вкладывается» в каждую из своих составных частей. Подобно голограмме, где каждый сегмент содержит информацию о целом запечатлённом объекте, каждый участок воспринимаемого нами мира содержит в себе полную информацию о структуре вселенной. Вселенная представляет собой гигантскую голограмму, где самая крошечная часть изображения несет информацию об общей картине, где всё взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый из нас – вселенная в миниатюре.

Исследуя изменения положений планет друг относительно друга, относительно Солнца, Земли, наблюдая за изменением их положений в пространстве, интерпретируя эти изменения, мы проводим аналогии этим процессам и процессам, происходящим на Земле.  Солнечная система используется в астрологии как модель, процессы которой могут быть вычислены, оценены в любой момент прошлого, настоящего или будущего и, в соответствии с принципом аналогии, перенесены на Земные процессы.

Принцип соотношения детерминированности и свободы воли

В физике элементарных частиц, волновая функция представляет собой математический фактор, определяющий возможные миры частицы. Волновая функция относительно просто описывает такие объекты, как электрон, и, в принципе, может описывать всю вселенную. Дэвид Бом, основываясь на идеях Луи де Бройля, описывал волновую функцию в терминах «пилот-волны» и (вслед за Эйнштейном и Де Бройлем), полагал, что этот фундаментальный паттерн управляет движением частицы.  То есть в квантовом мире существует некий вектор, согласного которому определяется общая стратегия любого объекта. Бом считал, что пилот-волна — это своего рода разум, удерживающий корабль на курсе. В любой данный момент объект может двигаться в том или ином направлении, но его общее направление и курс определяются «пилот-волной», которая нелокальна и распространяется на всю вселенную.

Пилот-волна Бома и Де Бройля представляет  — это то, что определяет направление и  структуру личного мифа.

В астрологии мы полагаем, что существует некая программа, определяющая вектор, «пилот-волну» судьбы каждого конкретного человека или объекта проявленного мира. Но при этом полагаем, что эта заданность носит достаточно абстрактный характер, допускающий большое количество вариантов реализации основного вектора.

Состояние Вселенной в любой момент времени символически эквивалентно состоянию любого объекта в этой Вселенной. Расшифровывая этот символизм с учетом специфики объекта, мы интерпретируем и описываем его состояние, его будущее, направление «пилот-волны» или вектора развития его личного мифа.

Принцип цикличности

Круг или цикл — символ бесконечности, модель, заключающая в себе все возможные виды опыта и описывающая все возможные стадии их развития, как части одного процесса. Любой цикл имеет свои стадии, и конец одного цикла переходит в начало другого. Жизнь человека и любого объекта, развитие цивилизаций, развитие всех живых и неживых объектов происходит циклически. Мы, наши дела, мысли, идеи, ситуации нашей жизни — все это развивается в рамках циклов, из циклов сложена вся наша жизнь. Всякий цикл заключен в рамки другого, более длительного, таким образом, в своей взаимосвязи они обеспечивают движение вперед и развитие.

Именно циклы являются объектом особого внимания астрологии, а идея цикла и понимание его смысла в целом и в отдельных его стадиях — очень важна и на ней строится астрологическое мышление. Астрология рассматривает Землю и космические объекты в качестве системы  космических часов, отмеряющих те длинные и короткие циклы из которых состоит жизнь.

И понимание идеи цикла как целого, его отдельных частей и критических точек в разворачивании любого потенциала в рамках цикла — это основа всех астрологических интерпретаций, начиная от Зодиакального круга и круга домов до понимания сути аспектов — способов взаимодействия планет.

Принцип дуальности или взаимодействия противоположностей

Идея взаимодействия двух полярностей (добра и зла, света и тьмы, и.т.д.), лежащих в основе сотворения проявленного мира существовала, наверное,  всегда и находит свое отражение во многих мифах, теориях и символах. Наиболее известный из них  отражен даосской монадой, символом инь-ян. Суть этой идеи противопоставления полярностей и их взаимодействия заключается в том, что полярности всегда следуют друг за другом и порождают мир сотворенный. Весь процесс познания жизни строится на дуальном восприятии действительности и сравнении полярных состояний. Например, чтобы понять, что такое близко, мы должны соотнести это с «далеко», «хорошо» имеет смысл только в соотношении с «плохо», и.т.д.

Принцип дуальности широко используется в астрологии, на его основе строятся характеристики знаков зодиака, планет, других элементов гороскопа.

Комбинации  элементов дуальностей сухость-влага, тепло-холод, согласно Аристотелю в качестве простейших форм составляют четыре первоэлемента, четыре стихии —  Огонь, Землю, Воздух и Воду.

Принцип тепла всегда соответствует мужскому принципу и ассоциируется с активностью, динамикой, скоростью, экспансией, направленностью во вне, вверх. Противоположный ему принцип холода — женскому и ассоциируется с пассивностью, стремлением к замедлению, статичности, концентрации, инерции.

Влага, как полюс следующей пары противоположностей, ассоциируется с пластичностью, способностью связывать, растворять, смягчать, со способностью к диффузии, аморфности, распространению, развитию жизни. Это более женские, чем мужские качества. В противоположность ему принцип сухости более мужской, чем женский — это сжатие, концентрация, оформленность,  уменьшение, дробление, разделение.

Принцип системной, иерархической и гомеостатической организации проявленного мира

В основе современной концепции устройства материального мира лежит принцип системности, согласно которому мир представляет собой иерархическую композицию объектов, которые объединены сложными взаимосвязями и каждый из которых, в свою очередь,  представляет собой систему.  Иерархический принцип устройства характерен для всех систем проявленного мира.

Если система — это любое взаимосвязанное множество элементов, а элемент — компонент этой структуры, то структура — это способ, которым элементы системы связаны и\или взаимодействуют между собой.

Если мы соотносим солнечную систему с любой другой системой материального мира — человеком, человеческим организмом, страной, то мы должны хорошо разбираться в особенностях строения каждой из них. Другими словами, чтобы практиковать медицинскую астрологию, мы должны иметь более или менее полное представление о системе человеческого организма, его элементах и структурных взаимосвязях.

Любая система поддерживает свою организацию (то есть гомеостаз, стабильность) как ни странно за счет движения. Любая система существует только благодаря взаимодействию, т.е. движению составляющих ее элементов. Если это взаимодействие исчезнет, то система разрушится. Так, организм сохраняет себя за счет обмена веществ, общество — за счет процессов обновления его основных элементов и процессов взаимодействия между ними, солнечная система — за счет постоянного движения планет и.т.д.

Мы соотносим любую исследуемую систему (будь то человек, его жизнь в целом, отдельная область жизни, организация или страна) и элементы этой системы с Солнечной системой и ее элементами и выносим суждения об исследуемой системе, следуя принципу аналогии, голографичности и подобия.

В любой системе, согласно иерархическому принципу, мы можем выделить, к примеру, главный, первичный элемент, представляющий собой идею и центр ее существования, основной вспомогательный элемент, отвечающий за организацию среды существования системы, ее важнейших жизненных функций, адаптацию к изменяющимся условиям, элемент, отвечающий за установление и систематизацию всех взаимосвязей внутри системы и между системой и внешним миром, и.т.д. Соответственно в солнечной системе и с геоцентрической точки зрения такими элементами будут Солнце, Луна, Меркурий.

Кроме того,  принцип иерархической организации систем материального мира отражается в существующих системах строения его планов — от тонких к более плотным. Это может быть дуальная система дух (энергия, идея)- материя (физический план) или более сложная система семи тонких тел, или троичная система, состоящая из ментального, эмоционального, физического планов. Здесь иерархия строится сверху вниз — от тонких, более абстрактных планов к более плотным и конкретным. Это очень важно понимать с тем, чтобы различать планы, на которых реализуется тот или иной астрологический паттерн.

Основные положения, следующие из астрологического подхода и астрологического мировосприятия  

Выше мы рассмотрели основные принципы астрологии, а теперь сформулируем основные  положения, касающиеся предмета астрологии — человека и реальности его жизни:

1.«Карта не есть территория». Выражение «карта не есть территория» впервые было опубликовано в докладе Альфреда Кожибски, прочитанном им на встрече Американского математического общества (American Mathematical Society) в 1931 году и впоследствии стало одним из главных принципов НЛП. Это означает, что человек не может познать всю полноту действительности, поскольку видит всего лишь ее отдельные  фрагменты. Человек «картирует» территорию  — наделяет определенными качествами, признаками и особенностями отдельные аспекты реальности, создавая в своем сознании своеобразные карты, описывающие ее фрагменты. Дальнейшее его взаимодействие с этой действительностью строится исключительно в рамках этих карт — определенных представлений, а не реальности как таковой. С точки зрения астрологии такой общей картой, описывающей вторичную реальность для конкретного человека, становится его астрологическая карта, а «картирование» отдельных сфер, объектов жизни и деятельности человека осуществляется в рамках астрологических параметров, описывающих эти сферы.

2.Каждая модель мира, описываемая астрологической картой, уникальна. Поскольку каждый из нас обладает собственным уникальным восприятием действительности, обусловленным картой рождения и, соответственно, картами реальности, ни одна модель мира не можем считаться более правдивой, чем другая или более приближенной к реальности, чем другая. Мы можем жить в одной стране и одном городе, среди одних и тех же людей, но у всех нас будут разные «карты реальности» (т.е. убеждения) относительно правительства, возможностей для развития, относительно мужчин и женщин нас окружающих, возможностей выбора своего пути, и.т.д.

3.Внутренняя структура определяет внешнюю реальность. Безусловно, что астрологическая карта или карта рождения имеет отношение только к одному объекту реальности — к тому, для которого она построена или, другими словами, момент рождения конкретного человека в конкретный момент времени и в определенной точке земного шара описывает исключительно его особенности и особенности его восприятия внешней реальности. Вполне очевидно, что на основании расположения планет в карте рождения мы можем описать личностные особенности человека, психо-физиологические характеристики. Но каким же образом мы можем описывать судьбу, внешнюю реальность, окружение этого человека? Это будет возможным только в одном случае — если внутренние особенности личности являются одновременно факторами, определяющими внешнюю реальность в данном конкретном случае. А любые внешние проявления — события, ситуации и обстоятельства являются ничем иным, как репрезентацией и воплощением внутренних особенностей. И это еще раз подтверждает тот факт, что никакой общей реальности не существует, и мы имеем дело лишь с множеством реальностей, порождаемых каждым человеком в соответствии со своими внутренними убеждениями и особенностями восприятия.

4.Чем более жестко зафиксированы рамки, определяющие мировосприятие человека, тем более он обусловлен заданными картами и программами. Не  смотря на то, что все объекты проявленной реальности в равной степени могут иметь изначально заданные параметры, карты реальности и программы их реализации, степень их жесткости и детерминированности может меняться в зависимости от отношения человека. Если мы признаем существование многих реальностей, а не единственной (соответствующей собственным убеждениям), если мы ищем причины там, где они возникли (на внутреннем и непроявленном плане), мы существенно расширяем рамки своего мировосприятия, а значит, и рамки, в которых задана программа жизни. Если мы ориентируемся исключительно на вторичную реальность (то есть ту, которая на самом деле является продуктом личных внутренних установок), то, во-первых, таким образом, создаем очень запутанную взаимосвязь причин и следствий, во-вторых, имеем дело уже с гораздо более инертной и неподатливой средой.  Допустим, есть некая абстрактная и достаточно многовариантная идея, определяющая ваш личный миф. В результате рождения, воспитания, формирования личности эта идея уже воплотилась в вашем внутреннем мире уже в более узких рамках неопредмеченных убеждений, верований, представлений и черт характера. Далее, все это воплощается в совершаемых ежедневных выборах своего пути, ежедневных решениях и поступках, которые создают вокруг вас определенную реальность. Понятно, что этот последний уровень уже обусловлен всеми предыдущими этапами (на каждом из которых возможности свободы выбора сужаются), является самым неподатливым для изменений и наиболее жестко детерминированным. Если ваша «точка сборки» сосредоточена именно на этом плане, то степень вашей свободы им и ограничена. Но никто не мешает вам вернуться на уровень или даже на два выше, где диапазон возможных вариантов воплощения идеи гораздо шире и выбрать тот, который предпочтительнее.

Продолжение следует…

Наталья Нестеренко, ноябрь 2015

Leave a Reply

error: Внимание, все авторские права защищены. Публикации материалов сайта возможны только с указанием авторства и наличием активной ссылки на оригинал статьи.