Многие из нас достаточно просвещены и подкованы теоретически, чтобы на вопрос о том, что есть добро и что есть зло, отвечать красивыми фразами о  том, что нет черного и белого,  плохого и хорошего, добра и зла, что все — никак и нейтрально. Но в большинстве случаев теория остается теорией.  На практике мы клеймим и осуждаем какие-то вещи,  яростно защищаем другие, страдаем от того, что считаем несправедливым (а, следовательно, злом) в отношении себя и близких,  учим жить других (в соответствии со своими представлениями о добре).   И хотя нам очень хочется при этом выглядеть беспристрастными и претендовать на объективность в  оценках, на практике мы ведем себя, как в анекдоте про корову, в котором  «если сосед уведет у меня коров – это зло, если я уведу коров у соседа – это добро».

При этом, зная о законе причины и следствия, мы  удивляемся —  с какой стати вдруг на мою голову  сваливаются все эти беды и несчастья?  За какие такие дела? Я же, когда уводил этих злополучных коров, определил это как добро и придумал много убедительных объяснений тому, почему это должно считаться правильным .

Но закону причин и следствий нет дела до того, какими аргументами вы обосновали свое право претендовать на чужое. Претензия на чужое  всегда нарушает баланс, который обязательно будет восстановлен за  счет того, кто его нарушил.

Эту формулировку, определение зла, как претензии на чужое, я услышала на семинаре  Капранова.  В ходе длительных дискуссий, в которых мы выясняли, что такое добро и зло для каждого из нас, был сделан вывод, что универсальное определение добра дать не возможно  — это  очень субъективная категория и то, что может быть добром для одного, другой посчитает для себя злом. А вот определение зла дать можно — это и есть та самая претензия на чужое. Во всяком случае, мы всегда определяем, как зло, претензии  на то, что мы считаем истинно своим — на свою свободу, жизнь, безопасность, ресурсы. Другое дело, что собственным  претензиям на чужое мы находим массу оправданий.

В астрологии древние называли большим и малым злом  планеты Сатурн и Марс.  Среди функций первого — ограничивать, сокращать, ставить рамки, среди функций второго — воздействовать силой, отбирать силой, уничтожать, разрушать.  Благодетелями или большим и малым счастьем считались Юпитер и Венера. Среди функций первого — расширять, распространять, нести экспансию, открывать новые горизонты, среди функций второй планеты — устанавливать равновесие, баланс и гармонию. В реальности сейчас мы знаем, что универсальный принцип планеты нейтрален и набор функций этих планет намного шире, но, тем не менее, такое положение отражает некое  универсальное восприятие добра/зла, хорошего/плохого.

Претендовать на чужое — это значит задействовать принципы Сатурна и Марса в отношении другого.  Претензия — это любая попытка ограничить, сократить, уменьшить,  отобрать, уничтожить, разрушить, обесценить. Вне зависимости от того, выразилась ли это в конкретных действиях на физическом плане, в суждениях, в оценках или в мыслях. Самое очевидное проявление претензий на чужое — это убийство и воровство,  то, что всегда осуждалось большинством религий и законов.  Но есть масса гораздо менее заметных и более тонких способов претендовать на чужое, которыми мы пользуемся ежедневно. Когда мы настаиваем на том, что человек должен себя вести так, а не иначе, мы претендуем на то, что нам не принадлежит. Когда мы обесцениваем чье-то мнение, какую-то точку зрения — мы претендуем на чье-то право эту точку зрения иметь, а значит, на чужое. Зависть, ревность, осуждение, отрицание  — это претензии на то, что принадлежит другим. Когда мы осуждаем что-то в мире, в реальности,  мы претендуем на знание того, как этот мир должен быть устроен.  Когда мы пытаемся оправдать свои действия в нарушении баланса «мое-чужое» с точки зрения некого высшего закона, закона справедливости, мы претендуем на то, чтобы быть этим законом. Только подумайте, на  что и на чье это в этом случае мы претендуем в действительности.

Любая претензия, не зависимо от ее формы и сути, это просто нарушение баланса и равновесия.  Астрологическая модель наглядно демонстрирует, что баланс существует пока есть  полюса  Я-Ты или Я-Другой, и они совершенно равноценны. Как только мы претендуем на чужое, мы нарушаем баланс уже просто  допущением, что один из полюсов более значим.  Не только действие, но наличие идеи, побуждения, желания что-то забрать из противоположного полюса, в том числе права на его существование вне наших идей о том, как должно быть — это нарушение баланса.  Чтобы он был восстановлен, что-то будет отобрано у вас.

Когда мы отдаем с мыслью о том, что нам должны дать взамен (то есть сейчас отдам больше, чтобы больше получить), увы, но в этом тоже есть претензия на чужое.

А что такое это «чужое», где граница между моим и чужим, что я могу считать истинно своим?

Астрологическая модель очень наглядно определяет эти границы. Если говорить о разделении Я (мое) — Ты (чужое), то в астрологической модели это описывается разделением на восточную и западную полусферы, если говорить о разделении на мой внутренний мир (частная жизнь) — социум (внешний мир), то это отражено в разделении на нижнюю и верхнюю полусферы.

«Моим» в координатах Я-Другие будут все сферы жизни, представленные первым и четвертым квадрантами:  право на жизнь (1 дом), право на мои ресурсы (2 дом), право мыслить, выражать свое мнение и получить информацию (3 дом), право на определение собственного места в этом мире, своего пути (10 дом), право на свободу выбора идей и сообществ  (11 дом), право выбирать, во что верить, каким способом, где определять границы, отделяющие меня от внешнего мира и социума (12 дом). Аналогично, соответствующие вещи, принадлежащие другим людям, будут для меня тем самым «чужим», претензии на которое и будут нарушать баланс.

Кроме того, в темах четвертого квадранта  «мое»  не будет личным  и имеющим отношение только к моей частной жизни. На темы связи моего-чужого с личным-общественным тоже инетересно порассуждать, но как-нибудь в другой раз.   Здесь я хотела бы подробнее  остановиться на определении того, что же в первую очередь представляет собой это самое  «мое-чужое».

И с точки зрения астрологической модели  в координатах «Я — Другой» моим в первую очередь будет:

  • Моя личность, индивидуальность, моя жизнь (первый дом). Это мое право на жизнь, право быть таким, каков я есть, и в соответствии с этим проявляться в мире. Все это уравновешено аналогичными правами другого человека. Пока это равноценно,  пока мои права быть таким, как я есть,  не нарушают соответствующие права другого, баланс сохраняется. Любая претензия на то, что я знаю, каким стоит быть другому (осуждение, обесценивание, прямая агрессия)  «забирает» что-то из противоположного полюса и предполагает, что для восстановления баланса будет необходимо забрать что-то у меня.
  • Мои ресурсы и ценности (второй дом). Это все мои ресурсы, но, в первую очередь, то, что мне дано изначально — физические возможности и время, которые впоследствии я обращаю в конкретные материальные вещи, навыки, в свое имущество, и.т.д. Это моя собственная ценность для этого мира и все, что я для себя в этом мире считаю ценным.  Все это так же уравновешено ресурсами и ценностями других.  Пока я своим правом иметь определенные ценности, представлять ценность для этого мира, создавать материальные условия для своего существования в этом мире не посягаю на ценности, ценность и ресурсы другого человека, баланс сохраняется. Как только я претендую  на соответствующее «чужое»  (а это не только материальные ценности, но и время, достоинства человека, его здоровье, его система ценностей и приоритетов), я опять же нарушаю баланс и буду вынужден чем-то из перечисленного жертвовать для его восстановления. Ценности — особый предмет претензий людей друг в отношении друга. За ценности (и за то, чтобы разрушить и уничтожить ценности другого) идут войны, претензии на ценности лежит в основе всех конфликтов. Здесь нарушение баланса начинается с того, что мы воспринимаем сам факт наличия ценностей, альтернативных нашим, как угрозу выживанию, как то, что обесценивает нас, ставит под сомнение нашу значимость.
  • Мои способы устанавливать связи с этим миром, мои мысли, суждения и концепции, мои права на получение информации, свободу слова (третий дом). Аналогично, мысли, суждения и концепции другого человека, его права на способы и средства получения информации, свободу слова — это то самое «чужое», претензией на которое я нарушаю баланс.

По всем этим темам и полюсам баланс существуют до тех пор, когда существование «моего» не отрицает наличие «чужого». Конечно же, по всем этим темам и полюсам мы существуем в процессах постоянного взаимообмена с другими людьми. Границу между претензией, попыткой отобрать и  взаимообменом определяет ключевой критерий — добровольность. Если вы добровольно отдаете свое время, здоровье, пересматриваете свои мнения и идеи, и.т.д. — у вас не забрали, это вы отдали.   Взаимообмен по этим полюсам всегда обогащает и расширяет, претензии всегда сокращают, отбирают, уничтожают.

Еще. Есть такое распространенное суждение,  если я стал жертвой претензии на мое, в отношении меня было совершено какое-то зло,  то мое ответное зло, моя ответная претензия будут совершенно оправданы и, более того, я, таким образом, реализую этот самый закон равновесия.  С моей точки зрения это еще более глобальное нарушение баланса и еще более глобальная претензия — на право быть этим самым законом.

Все написанное выше не является претензией на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Это всего лишь мое мнение,  фрагмент моего представления о том, как устроены некоторые процессы в этом мире, что совершенно не отрицает наличия других.

Подпишитесь на рассылку чтобы быть в курсе новостей!